Уважаемые родители!
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Адаптированная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Нормативные документы
Нормативные документы
№ |
Наименование |
Дата |
Номер |
Обзор |
16 |
|
|
|
|
15
|
20.02.2019 |
№ ТС-551/07 |
Даны разъяснения по сопровождению образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью. Конкретизированы статус и обязанности тьютора и ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам, особенности их деятельности, порядок введения в штатное расписание должностей «тьютор», «ассистент (помощник)». |
|
14 |
Письмо Минпросвещения России от 08.02.2019 № ТС-421/07 «О направлении рекомендаций» |
08.02.2019 |
№ ТС-421/07 |
Даны разъяснения о необходимости повышения эффективности работы служб психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями чтения и письма, включая детей дошкольного возраста группы риска по фактору нарушения чтения и письма; организации работы ПМПК и ПМПк образовательных организаций, педагогов и специалистов по раннему выявлению предпосылок нарушения чтения и письма, организации преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся на всех уровнях общего образования; оказания специализированной помощи обучающимся, у которых нарушения чтения и письма не обусловлены нарушениями устной речи. Уточнено, что обучающиеся с нарушениями чтения и письма не относятся к категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, но имеют право на получение психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в центрах ППМиС помощи, в образовательных организациях. На основании рекомендаций ПМПК обучение учащихся с устойчивыми нарушениями чтения и письма может организовываться по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования (вариант 5.1, вариант 5.2) |
13 |
Письмо Рособрнадзора от 07.08.2018 № 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении» |
07.08.2018 |
№ 05-283 |
Даны разъяснения о заболеваниях, дающих право обучаться на дому, а также о максимальной недельной нагрузке. Перечень заболеваний, наличие которых даёт право детям на обучение на дому по основным общеобразовательным программам, утверждён Приказом Минздрава России от 30.06.2016 № 436н и содержит 60 групп заболеваний, препятствующих получению образования в условиях образовательной организации. Сообщается, что количество часов недельной нагрузки для обучающегося при организации его обучения на дому или в медицинской организации ранее регламентировалось Письмами Министерства просвещения СССР от 05.05.1978 № 28-М и Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 № 17-253-6. Приказом Минобрнауки России от 02.09.2013 № 1035 указанные письма признаны недействующими. Максимальный общий объём недельной образовательной нагрузки обучающихся установлены СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 № 189, СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10.07.2015 № 26. Предусмотрена сетевая форма реализации образовательных программ, реализация программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также различные формы организации образовательного процесса (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение предметов в школе) |
12 |
01.02.2016 |
№ ЛОВЗ-07 |
Министерством труда и социальной защиты РФ и Минобрнауки РФ согласован межведомственный комплексный план на период 2016-2020 годы. В плане перечислены мероприятия по вопросам развития системы профессиональной ориентации детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья |
|
11 |
Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» |
11.03.2016 |
№ ВК-452/07 |
Подготовлены методические рекомендации по внедрению федеральных государственных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обозначены основные ступени введения стандартов. Это создание рабочей группы по сопровождению внедрения, анализ требований к структуре, условиям и результатам освоения программы обучающимися с ограниченными возможностями здоровья; разработка необходимой документации; подготовка каждого члена педагогического коллектива через повышение квалификации; разработка необходимого учебно-методического оснащения процесса обучения; мониторинг готовности к введению стандартов; информирование родителей об особенностях и перспективах обучения обучающихся; набор лиц. В рекомендациях освещены вопросы нормативно-правового обеспечения внедрения стандартов. Обозначены права и обязанности родителей. Определены особенности реализации стандартов в условиях специальной (коррекционной) школы. Приведены практические примеры и опыт работы экспериментальных площадок |
10 |
Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности ПМПК» |
23.05.2016 |
№ ВК-1074/07 |
Методические рекомендации могут быть использованы при организации деятельности региональных и муниципальных психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Раскрывается нормативно-правовое регулирование деятельности ПМПК, общая организация деятельности специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога, социального педагога) |
9 |
10.02.2015 |
№ ВК-268/07 |
Разъясняется, что Центры вправе осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения и другим общеобразовательным программам. Образовательная деятельность, реализуемая Центром, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ. Центр, осуществляющий образовательную деятельность, является образовательной организацией. Составлены методические рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи |
|
8 |
09.11.2015 |
№ 1309 |
Определён порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования. Речь также идёт об оказании необходимой помощи. Так, предусматривается обучение и инструктирование специалистов, работающих с инвалидами. Принимаются меры по обеспечению беспрепятственного передвижения по объектам, по сопровождению, по надлежащему размещению носителей информации. Урегулированы вопросы оформления паспорта доступности для инвалидов объекта и услуг. Закреплены положения об оценке соответствия уровня обеспечения доступности для инвалидов объектов. |
|
7 |
Письмо Минобрнауки России от 13.11.2015 № 07-3735 «О направлении методических рекомендаций» |
13.11.2015 |
№ 07-3735 |
Разработаны методические рекомендации по выявлению наиболее эффективных практик образования детей с ОВЗ. Представлен передовой опыт субъектов РФ по реализации мероприятий программы «Доступная среда». Описываются отдельные эффективные практики интеграции, инклюзии, обеспечения доступности среды для людей с ОВЗ и инвалидностью, том числе представлен опыт образовательных организаций Москвы по созданию специальных условий для образования детей с особыми образовательными потребностями в рамках дошкольного, основного общего, среднего профессионального образования |
6 |
08.04.2014 |
№ 293 |
Установлен порядок приёма на обучение по программам дошкольного образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на адаптированную программу обучения только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии |
|
5 |
13.11.2014 |
№ ВК-2422/07 |
Разъясняется необходимость сохранения образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по АООП. Указаны требования к кадровому обеспечению специалистами, осуществляющими коррекционную работу, комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение |
|
4 |
19.12.2014 |
№ 1598 |
Установлен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Стандарт содержит требования к структуре адаптированной общеобразовательной программы, условиям её реализации и результатам освоения. Стандарт предусматривает возможность создания дифференцированных образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся. На основе стандарта могут разрабатываться до 4 вариантов образовательных программ исходя из степени выраженности нарушений в развитии. Предусмотрена возможность перехода школьника с ограниченными возможностями здоровья с одного варианта на другой. Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область. Срок освоения общеобразовательной программы составляет от 4 до 6 лет. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья возможно как с другими учащимися, так и в отдельных классах, группах или организациях. Допускается использование сетевой формы. Стандарт содержит дифференцированные требования к кадровому и материально-техническому обеспечению обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г. Лица, зачисленные до этой даты для обучения по адаптированным образовательным программам, обучаются по ним до завершения обучения |
|
3 |
Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании» |
07.06.2013 |
№ ИР-535/07 |
Отмечено, что основные направления совместного обучения детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих нарушений развития, отражены в рекомендациях Минобрнауки по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в субъекте РФ (письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06). Разъясняется, что в рамках реализации программы «Доступная среда» реализуются мероприятия по оснащению обычных ОУ специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов, в том числе с нарушениями зрения, слуха, ОДА; что развитие инклюзивных форм обучения инвалидов должно осуществляться на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации данного вида деятельности (включая наличие материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогических кадров, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями) |
2 |
20.09.2013 |
№ 1082 |
Утверждено новое положение о психолого-медико-педагогической комиссии. Она создается, чтобы своевременно выявлять детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении. Комиссия проводит их комплексное психолого-медико-педагогическое обследование и даёт рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи, организации их обучения и воспитания. Состав комиссии и порядок её формирования не изменились. Расширены полномочия комиссии. Она вправе проводить мониторинг, как учитываются её рекомендации по обучению и воспитанию детей в образовательных организациях и в семье (с согласия родителей). Также на комиссию возложен учёт данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на подведомственной территории. Прописана процедура обследования детей в комиссии. Это возможно по письменному заявлению родителей или по направлению соответствующей организации с письменного согласия родителей. Медицинское обследование детей 15 лет и старше допускается только с их согласия. Все обследования и консультации бесплатны. Родители могут присутствовать при обследовании, обсуждать его результаты. Заключение комиссии носит для родителей рекомендательный характер. При несогласии с ним они вправе его обжаловать. Для остальных органов и организаций заключение комиссии является основанием для создания соответствующих условий обучения и воспитания ребёнка. Вся информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной. Предоставлять её кому бы то ни было без письменного согласия родителей запрещено (исключение – предусмотренные законом случаи). Дети могут самостоятельно обратиться в комиссию за консультацией |
|
1 |
23.03.2000 |
№ 27/901-6 |
Разработаны методические рекомендации о порядке создания и организации работы ПМПК ОУ. Определены цель, задачи, условия работы и состав ПМПК; формы учёта деятельности ПМПК (формы журнала записи детей на ПМПК, регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ПМПК, карта (папка) развития обучающегося, воспитанника). Определён порядок взаимодействия ПМПК ОУ с родителями (законными представителями) ребёнка и территориальными ПМПК. В приложении представлены образцы договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника ОУ о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении, образцы договора о взаимодействии ПМПК и ПМПК ОУ |
Локальные акты
- Паспорт доступности
- Дорожная карта
- Модель инклюзивного образования
- Положение о разработке АОП
- Положение о группе компенсирующей направленности
- Положение о группе комбинированной направленности
- Положение о группе оздоровительной направленности
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности воспитанников с ОВЗ
Материально-техническое обеспечение. |
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья оборудованы кабинет педагога-психолога и учителей-логопедов. В кабинетах имеются учебно-методические пособия для детей с ТНР, ЗПР, дидактические материалы для развития речи, внимания, памяти, логического и образного мышления, зрительного восприятия, мелкой моторики, расширения словарного запаса, развития познавательной сферы. |
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Составлен паспорт доступности ОУ. Проведен первый этап по созданию доступной среды для обучающихся с ОВЗ. В части организационных мероприятий назначен ответственный за сопровождение лиц с ОВЗ по образовательной организации. Все сотрудники ДОУ прошли обучение (инструктирование) для работы с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации. |
Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Здание детского сада оснащено противопожарной звуковой сигнализацией. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в детском саду функционирует медицинский кабинет. На основании заключённого договора медицинское сопровождение воспитанников ДОУ осуществляет медицинская сестра и врач-педиатр. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ осуществляют узкие специалисты (педагог-психолог, учителя-логопеды, учитель-дефектолог, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). Ведется консультативная и просветительская работа с родителями, педагогическим коллективом в отношении особенностей психического развития и образования ребенка с ОВЗ. В ДОУ организовано взаимодействие с ПМПК УО по сопровождению воспитанников с ОВЗ, по вопросам инклюзивного образования. |
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям. |
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены в рамках работы с официальным сайтом ДОУ и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. |
Наличие специальных средств обучения. |
В ДОУ имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), интерактивные доски. |
Сетевые ресурсы по инклюзивному образованию
- Медико-социальная и психолого-педагогическая помощь детям с РАС http://ovz24.ru/
- Проект центра «Взаимодействия» http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/
- Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» http://perspektiva-inva.ru/
- Знаем – можем! http://znaem-mozhem.ru/
- Образование без границ http://edu-open.ru/
- Институт проблем инклюзивного образования МГППУ http://www.inclusive-edu.ru/
- ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/
Электронная библиотека
- Институт Инклюзивного образования
- Информационно-методический портал по инклюзивному образованию
- Модель сопровождения инклюзивной практики
- Московские организации, помогающие детям с нарушениями развития. Краткий справочник — М.: Центр лечебной педагогики, 2006. – 96 с. ISBN 5-901599-58-6
- Особое детство: шаг навстречу переменам– М.: Теревинф, 2006. – 168 с. – (Опыт работы Центра лечебной педагогики). ISBN 5-901599-50-0
- Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях/ Под ред. Ю. В. Липес. М.: Теревинф, 2006 – 48 с.–(Лечебно-педагогические программы). ISBN 5-901599-40-3
- Алвин Дж., Уорик Э.Музыкальная терапия для детей с аутизмом/ Пер. с англ. Ю. В. Князькиной.— М.: Теревинф, 2004.— 208 с.— (Особый ребенок). ISBN 5–901599–14–4
- Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма/ Пер. с англ. Д. В. Ермолаева. – М: Теревинф, 2006. – 216с. – (Научная серия). ISBN 5-901599-52-7.
- Блинова Л.Н.Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие — М.: «Изд-во НЦ ЭНАС», 2003.— 136 с. ISBN 5–93196–066–Х
- wiki/ru