Приложения семинара:

Семинар-практикум «Ресурсы предметно-развивающей среды как одно из условий формирования правильной речи дошкольников»

Т.В.Голубева, учитель-логопед МАДОУ ДСКН №7 г. Сосновоборска

Т.В. Полуденная, учитель-логопед МАДОУ ДСКН №7 г. Сосновоборска

Цель: осмысление необходимости моделирования предметно-развивающей среды в соответствии с основными этапами речевого развития дошкольника.

Задачи:

- актуализировать теоретические знания о предметно-развивающей среде как многомерном пространстве, адекватном потребностям современного дошкольника;

- систематизировать методические рекомендации по оснащению предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей;

- стимулировать творческую активность участников.

Оборудование: компьютерная презентация (приложение №1).

 

План проведения семинара

  1. Теоретическая часть.

Актуализация знаний о предметно-развивающей среде как многомерном пространстве, адекватном потребностям современного дошкольника (выступление учителей-логопедов).

  1. Практическая часть.

Систематизация методических рекомендаций по оснащению предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей (работа педагогов в подгруппах).

  1. I. Теоретическая часть.

В связи с новыми требованиями, предусмотренными ФГОС, образовательная среда учреждения предстает как многомерное пространство, адекватное потребностям современного дошкольника, соответствующее направлениям развития культуры общества.

Первоочередная задача образовательной среды – обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, развитие его индивидуальности, формирование знаний, умений и навыков не как самоцель, а как средство полноценного личностного развития, в том числе и речевого.

Образовательная среда – это определенное социальное, пространственное и предметное окружение. Она выступает, во-первых, в качестве источника разнообразного культурного опыта, во-вторых, как совокупность условий его усвоения. Педагоги получают возможность превратить такую среду в средство диагностики, проектирования и продуцирования желаемого образовательного результата. Образовательная среда включает в себя определенные средовые ресурсы. (Слайд №2)

Основные группы средовых ресурсов.

1. Предметные ресурсы

2. Пространственные ресурсы

3. Организационно-смысловые ресурсы

4. Социально-психологические ресурсы

Требования к образовательной среде. (Слайд №4)

  1. Комфортность
  2. Эмоциональная  насыщенность.
  3. Аугентичность (обеспечение нормального режима, ритма и темпа жизнедеятельности).
  4. Расширение  познавательных возможностей.
  5. Стимуляция  различных видов активности.
  6. Побуждение к самостоятельности и творчеству.
  7. Гетерогенность (возможность осуществлять предметный и пространственный выбор).
  8. Здоровьесбережение.

Принципы построения образовательной среды. (Слайд №5)

1. Учет интересов и потребностей ребенка предполагает предоставление ему свободы исследования, резерва свободного места и времени. Для этого следует соблюдать следующие условия:

-разнообразие и сменяемость предметной среды;

-включение в нее максимального количества предметов обихода;

-предоставление ребенку свободы познания;

-резерв свободного места и времени для разворачивания игр;

-определение уровня и места размещения игрового, дидактического материала согласно росту ребенка.

2. Учет возрастных особенностей детей.

3. Функциональности среды. Развивающая среда заполняется востребованными ресурсами, многофункциональными, вариативными, в случае необходимости легко трансформирующимися из одних средовых комплексов в другие.

4. Динамичности. Образовательная среда не может быть построена окончательно, не может быть неизменной и застывшей, иначе она перестанет выполнять свою функцию, стимулирующую развитие.

5. Опережающий характер обучения. 15% средовых ресурсов должны быть ориентированы на детей более старшей возрастной группы (примерно на 1 год). Это обеспечит перспективы для развития дошкольника.

6. Активности, самостоятельности творчества. Создание игровой среды, обеспечивающей ребенку мобильность, физическую и творческую активность, стойкость познавательных интересов.

7. Сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Интерьер группы необходимо менять, приурочивая смену к изучению новой лексической темы, например, добавляя в него различные мини-экспозиции.

Показатели оценки развивающей среды.

Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе.

  1. Отсутствие конфликтов среди детей.
  2. Наличие продуктов детской деятельности.
  3. Динамика развития ребенка.
  4. Невысокий уровень шума.
  5. II. Практическая часть.

Педагоги делятся на три группы, учитывая возрастные особенности дошкольников, с которыми они работают:

- младшая возрастная группа (2-4 года);

- средняя возрастная группа (4-5года);

-старшая возрастная группа (5-7 года).

Педагогам выдаются возрастные характеристики детей и рекомендации по оснащению развивающей среды. Работая в подгруппах, воспитатели систематизируют методические рекомендации в зависимости от данных возрастных особенностей.

В результате создается методический продукт «Методические рекомендации по оснащению предметно-развивающей среды» (Приложение №2)

Используемая литература:

  1. Пятница Т.В., Солоухина-Башинская Т.В. Справочник дошкольного логопеда,-Ростов-на-Дону; «Феникс», 2011.
  2. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.; Каро, 2007.

 

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 168 гостей и нет пользователей

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.