Составили: Голубева Т.В., учитель – логопед МАДОУ «ДСКН №7» г.Сосновоборска
Полуденная Т.В., учитель – логопед МАДОУ «ДСКН №7» г.Сосновоборска
Автоматизация звука - это этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Игры на кухне
Рисование на манке
Цель: автоматизация звука изолированно и в слогах, развитие мелкой моторики.
Оборудование: поднос, манка.
Ход игры: ребенок пальчиком рисует разные линии и произносит изолированный звук.
Пластилиновые дорожки
Цель: автоматизация звука изолированно, в слогах, развитие мелкой моторики.
Оборудование: крупа, пластилиновые дорожки.
Ход игры: на пластилиновые дорожки приклеивается крупа и произносится звук, слог, слово.
Из пустого в порожнее
Цель: автоматизация звука изолированно, в слогах, словах, развитие координации движения.
Оборудование: чашки, половник, вода.
Ход игры: ребенку предлагают перелить воду из кастрюли в тарелку половником. Произносить автоматизируемый звук изолированно, в слогах, словах.
Игра с горохом
Цель: автоматизация звука изолировано, в слогах, словах развитие мелкой моторики.
Оборудование: горох, коврик для ванной на присосках, пинцет.
Ход игры: ребенок пинцетом берет горох и кладет его в ячейку на коврике, проговаривая звук, слог, слово.
Игры в свободное время
Собери пирамидку
Цель: автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, развитие мелкой моторики.
Оборудование: пирамидка.
Ход игры: нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребенок произносит слог, слово, предложение.
Красивые бусы
Цель: автоматизация звука изолированно, в слогах, словах, предложениях, развитие мелкой моторики.
Оборудование: деревянные бусы, макароны, шнурок.
Ход игры: ребенок нанизывает крупные бусины, макароны на шнурок, проговаривая речевой материал.
Забавные прищепки
Цель: автоматизация звука изолированно, в слогах, словах, предложениях, развитие мелкой моторики.
Оборудование: прищепки.
Ход игры: ребенок произносит звук, слог, слово, предложение, в это время прикрепляет прищепки.
Назови ступеньку
Цель: автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, развитие мелкой моторики.
Оборудование: кубики (лего), игрушка.
Ход игры: ребенок произносит слог, слово или предложение, в это время игрушка поднимается по ступенькам.
Слово-шаг
Цель: автоматизация звука изолированно, в слогах, словах.
Ход игры: взрослый произносит звуки, когда ребенок услышит автоматизируемый звук – делает шаг вперед. Также со слогами, словами.
Копилка слов
Цель: автоматизация звука в словах.
Оборудование: копилка, «фишки»
Ход игры: Ребенку предлагается придумать слова с автоматизируемым звуком и забросить фишку в копилку.
Собери мозаику
Цель: автоматизация звука в слогах, словах, развитие мелкой моторики.
Оборудование: мозаика.
Ход игры: Ребенку предлагается выложить дорожку определенного цвета и придумать слова с автоматизируемым звуком (пример, красная дорожка – слова со звуком [Р], желтая дорожка – слова со звуком [Ж] и т.д.)
Кнопочки
Цель: автоматизация звука изолированно, в слогах, словах, предложениях, развитие мелкой моторики.
Оборудование: иппликатор Кузнецова.
Ход игры: проговаривая слог (звук) с автоматизируемым звуком, ребенок одновременно нажимает на кнопочки (иппликатор Кузнецова). Сколько кнопочек, столько раз нужно повторить слог, слово….
Игры на улице
Спой любимую песню мамы
Цель: автоматизация звука в слогах.
Ход игры: ребенок пропевает слоги на любой мотив песни.
Я заметил
Цель: автоматизация звука в словах, фразовой речи.
Ход игры: по дороге в детский сад, парк ребенку предлагается посмотреть вокруг и назвать предметы, в которых есть заданный звук.
Игры в машине
Игра «Считай до 10»
Одна лыжа, две лыжи и т.д.
Назови ласково словечко
Вилка – вилочка
Один – несколько, много
Пила – пилы, много пил